Почему мусульманам нельзя брить бороду
Аль-Фуркан – независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока
Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411
Можно ли мусульманину брить бороду?
1. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана, про злонамерения которого в Коране говорится так:
и прикажу им, (рабам Аллаха) изменить творения Аллаха, и они непременно сделают это». (Женщины, 119).
2. Посланник (с.а.в.с.) велел отпускать бороду и запретил брить ее, ведь Аллах Всевышний сказал:
И что дал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (Собрание, 7).
3. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, отличайтесь от огнепоклонников». (Рассказал Муслим).
4. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал также: «Есть действий, которые можно совершать на теле: подстригать усы, отпускать бороды, чистить зубы, прополаскивать нос водой, обрезать ногти…» (и другие действия). (Рассказал Муслим). Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается.
5. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». (Рассказал аль-Бухари). Бритье бороды является уподоблением женщине, что является основанием для лишения милости Аллаха.
6. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде (а.с.с) рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад (а.с.с.) спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (Хороший хадис, рассказал Ибн Джарир). В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад (а.с.с) больше ни разу не посмотрел на византийца. Сподвижники пророка (а.с.с.) рассказали потом, что Мухаммад (а.с.с) не смотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу. А пророк Мухаммад (а.с.с.) никогда не смотрел на чужих женщин.
7. Оставлять бороду – приказ Аллаха и Его посланника (с.а.в.с.). Это – обязанность, и потому Посланник (с.а.в.с.) и его сподвижники всегда сохраняли ее. Что касается бритья ее, то в хадисах на этот счет указано на запрещение.
8. Нельзя сбривать волосы на щеках или выщипывать их, так как волосы на щеках относятся к бороде, согласно толковому словарю.
9. Медицина доказала, что борода защищает гланды от поражения солнцем. Кроме того, бритье ее повреждает кожу.
10. Борода – украшение мужчин, созданное Аллахом для мужчин и некоторых птиц, таких как петух, чтобы отличать их от представительниц женского пола. Однажды один мужчина в брачную ночь вошел к своей жене, сбрив бороду, с которой она видела его раньше, и жена не отдалась ему, так как ей не понравился его внешний вид. Как-то спросили одну женщину ее подруги о том, почему она выбрала себе в мужья человека с бородой. Она ответила: «Я вышла замуж за мужчину, а не за женщину».
11. Бритье бороды относится к не одобряемым поступкам, которые необходимо запрещать. Пророк (с.а.в.с.) сказал: «Кто из вас увидит не одобряемое, должен изменить его своими руками. Если не может изменить руками, должен изменить его своим словом. Если не может изменить и словом, то пусть изменит своим сердцем. И это будет самым слабым проявлением имана».
12. Как-то я спросил одного мужчину, бреющего свою бороду, о том, любит ли он Посланника (с.а.в.с.). Он ответил утвердительно. «Но ведь Посланник (с.а.в.с.) велит оставлять бороду», – сказал я ему. – «Кто любит Посланника (с.а.в.с.), подчиняется или противоречит ему?» – спросил я. «Подчиняется» – ответил мне мужчина и обещал отпустить бороду.
13. Если твоя жена возражает, чтобы ты отпустил бороду, скажи ей: «Поистине, я – мужчина, который опасается ослушаться своего Господа». Поднеси ей подарок и напомни ей слова Мухаммада (с.а.в.с.): «Нет покорности тварения в ослушании Творцу и Создателю». (Достоверный хадис, рассказанный Ахмадом).
Мнения ученых 4-х мазхабов о ношении бороды.
Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: “То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). ” Мухаммад сказал: “Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы ” (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.
Ибн Аль-Абидин сказал: “Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал” (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: “Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)”
Шейх Ибн Раъфата в своей книге “Хашияту Аль-Кафия” пишет: “Поистине Шафии в своей книге “Аль-Умм” указал на то, что сбривание бороды является харамом” и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в “Шуъб Аль-Иман” и Аль-Куффал Аш-Шаший в “Махасин Аш-Шариа” на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в “Шарх аль-Уббаб” упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: “сбривание бороды является нежелательным действием”. А Шейх Аль-Азраий сказал: “Правильно (достоверней) запрет на её сбривание”
Аль-Хуляйми сказал: “Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды – это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)”. (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).
Ан-Навави в “Шарх Аль-Муслим” (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов “отращивайте, отпускайте”: “Их весь смысл означает – оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще. “
Имам Малик сказал в “Ат-Тамхиде” : “Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины”
Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к “Шарх Халиль”: “Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы. “
Аль-Къуртубий сказал: “Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её”
Ан-Нафравий в “Аль-Фаваких Ад-Дивани” сказал: “И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании”
Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды – Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.
Шейх Ибн Таймийя сказал: “И является запретным сбривание бороды” а так же сказал: “И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал” и так же сказал в “Шарх Аль-Умда”:”Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) “
Ибн Муфлих сказал В “Аль-Фурууъ (1/92)”: “Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно), но сбривание её является харамом”
Почему мусульмане носят бороду?
Почему мусульмане носят бороду? Этот атрибут внешнего облика принято считать важным, обязательно присутствующим у верующего человека. Мужчины отпускают её чтобы узнавать подобных себе в толпе других людей. Это дает им право здороваться с иными людьми, придерживающимися их религии, согласно мусульманским канонам.
Значение бороды в исламе
С давних пор мужчины оставляли свои лица естественными, покрытыми растительностью, что активно отрастала в области подбородка. Этот признак всегда являлся символом мужественности. Иногда культуры высмеивали гладкое, полностью выбритое мужское лицо, считая его чем-то отвратительным. Это был повод для множества насмешек, поэтому мужчины активно отращивали растительность на лице, сильно расстраиваясь, когда волоски не стремились расти с нужной скоростью и густотой.
Прошло много времени, сегодня современный представитель сильной половины человечества, может самостоятельно принимать решение, ходить ли ему выбритым или отращивать на лице растительность. Причем сегодня, это может быть дань моде, погоня за определенным стилем, либо приверженность религии.
Некоторые религиозные течения диктуют своим приверженцам особые правила, определяющие внешний вид представителя конфессии. Наиболее острые споры возникает борода, особенно часто эта тема всплывает среди молодых людей. Они стараются настоять на своем, отказавшись от этого атрибута ислама.
Почему мусульмане отращивают бороду? По мнению представителей ислама, пророк утверждал, что волосы, покрывающие лицо, являются первозданным видом мужчины. Поэтому юноши должны обязательно носить её, тем самым отличаясь от неверующих лиц. Правило стало каноном, его соблюдение является обязательным.
Чтобы понять его, следует вникнуть в суть ношения растительности на лице. Эта религия начала свое развитие много веков назад, когда жил пророкк, почитаемого исламистами, волосы, покрывающие подбородок, считались обязательным атрибутом для любого представителя мужского рода.
Отращивание растительности позволяло ощутить наполнение тела силой, мужественностью. Только таким путем можно было получить разрешение, завести семью, а затем детей, выстроить собственное жилище.
Волосы для мусульманина являлись своеобразным талисманом, подтверждавшим его веру. Этот атрибут обладал и обладает особой важностью, он отличает верующего человека от неверующего.
По мнению мудрецов, борода приближает простого человека к пророку, показывает его послушание, следование преданиям Мухаммеда. Она символизирует передачу воли Аллаха смертным.
Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет
Почему мусульмане бреют усы, отращивая, при этом, растительность в области подбородка? Такой вопрос задают многие.
Тем не менее, не каждый приверженец ислама обязательно удаляет поросль над верхней губой. Некоторые продолжают их ношение, причем этот факт нельзя отнести к нарушениям заповедей, что оставил для людей пророк. Важно, чтобы мужчина, носящий усы, строго следил за их чистотой, соблюдал правила ухода и гигиены за этой частью лица.
Явным нарушением заветов пророка Мухаммеда будет ношение взлохмаченной растительности, пребывание в неухоженном виде.
Некоторые ярые поборники ислама, считают, что носить можно лишь волосы подбородка, усы следует начисто сбривать. Здесь есть различия, наблюдающиеся среди приверженцев разных исламистских течений. Ссуществует много разных направлений: мутазиллиты, мурджииты, хариджиты, сунниты и другие. Каждые представители особой группы создают и придерживаются собственных правил, не обязательных для людей из других групп.
Рекомендации существуют разные, следовать им или нет, дело каждого конкретного человека. Часто сбривание усов – это своеобразная демонстрация особого рвения в следовании учениям Аллаха.
Чистоплотность важнейший закон жизни
Почему мусульмане не бреют бороду? Такое желание связано с тем, что правила религии много внимания уделяют не только духовному, но и практическому воспитанию своих последователей. Особенное место занимают вопросы гигиены, считается, что несоблюдение чистоты телесного вида оскорбляет духовность мусульманина.
Некоторые хадиса дают указание, что главным отличием мусульманина от людей неверующих является степень их чистоплотности и облагороженный внешний облик.
Специальные нормы дают указания на некоторые сферы жизни мусульманина:
- сколько раз мыть тело за день;
- как стричь волосы на голове;
- как ухаживать за растительностью на лице.
Как мусульмане должны ухаживать за усами
Разобравшись с вопросом, можно ли брить бороду в исламе, а также уяснив, почему нельзя брить бороду, поему мусульмане не носят усы, нужно уточнить особенности ухода за растительностью.
Пророк дает такие указания по отношению усов:
- их можно сбривать или оставлять расти;
- растительность у подбородка трогать запрещено совсем;
- при ношении усов, важно соблюдать гигиенические правила, следить, чтобы во время еды жир не пачкал волоски, своевременно очищать их;
- растительность должны быть сострижена так, чтобы от неё до кромки верхней губы оставалась полоса;
- регулярно расчесывать растительность, мыть, в праздники умащивать благовониями.
Почему некоторые мусульмане сбривают усы
Одно из проявлений неграмотности – придерживание мнения, что усы брить нельзя, нельзя стричь их, придавать форму бороде, придерживать её ухоженный внешний вид. Атрибутом настоящего мусульманина является борода, усы могут оставаться, могут сбриваться, на его усмотрение.
Если мужчина носит усы, при этом, заботясь о поддержании их чистоты, то назвать нарушением требований Корана такой факт нельзя. Скорее его нарушит небрежность, неухоженный внешний вид.
Некоторые поборники ислама предпочитают оставлять лишь бороду, а усы сбривать. Для одних представителей религии – это обязательное условие, для других – желательное. Словом, это рекомендация, следовать или нет ей, решает каждый человек самостоятельно.
Что говориться в сунне
Должен ли мусульманин носить бороду? Отращивание усов или их бритье, является нарушением заветов Аллаха или это нормальное явление для современного мира? Чтобы разобраться в этих вопросах, нельзя обойтись поверхностным взглядом, нужно рассмотреть вопрос изнутри.
Важность растительности лица трудно переоценить, до настоящего времени ведутся активные обсуждения обязательности или добровольности ношения этого атрибута мужественности.
Существуют некоторые рекомендации, именуемые суннами, что описывают правила по отношению к ношению бороды. Знать и выполнять их желательно, но не обязательно. Считается, что мусульманин, выполняющий рекомендации, приближается к Аллаху, впрочем, при несоблюдении некоторых рекомендаций, его поведение тоже нельзя считать греховным.
- бритье бороды без причины не рекомендуется;
- процедура стрижки нужна лишь для придания опрятного облика;
- борода удаляется, если это требуется для лечения человека;
- когда растительность растет медленно или неравномерно, это не повод для уныния, потому что вера должна идти из сердца, души, но никак не от внешности.
Есть ли ситуации, когда можно сбрить бороду?
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего.
Ассалям алейкум уа Рахматуллахи уа баракатуху!
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, исполняйте Его веления и остерегайтесь Его недовольства.
Брить или не брить бороду?
Сегодня благодаря Аллаху через интернет мы находим много фатв о бороде и внешности муслима, в которых говорится, что борода — это сунна и сбривание ее харам. Однако находятся такие женоподобные деятели, которые позабыли Аллаха, предались мирским благам и преследуя какие-то цели умаляют ношение бороды, и более того утверждают, что это средневековый обычай и пусть лучше она будет расти у нас в «сердце». Не вызывает сомнения, что автором таких заявлений могут быть только джахили, которым наплевать на Пречистую Сунну Пророка, алейхи соляту уа ссалям.
Важно помнить, что в каком бы народе ни распространялись грехи, они непременно навлекали на него гибель. Утвердившись в сердце, ослушание Аллаха ослепляет его. Общину, которая ослушивается Аллаха, всегда постигает унижение, которое не оставляет её до тех пор, пока от неё не останутся пустые дома… И это униженное состояние мы с вами наблюдаем сегодня каждый день по причине умаления и несерьезного отношения к устоям религии, в частности вопрос бороды.
О мусульмане! Поистине, ослушание Аллаха всегда приносит с собой зло и навлекает на человека гнев и кару Всевышнего, где бы он ни был. Ослушание Аллаха ведёт к заблуждению и распространению порока. Почему нам с вам не достаточно тех достоверных хадисов и правдивых асаров от сподвижников, радиАллаху анхума, в которых призыв носить бороду в приказном тоне?!
Открытое ослушание Аллаха – это когда человек, совершивший нечто непристойное и греховное, рассказывает об этом другим. Например, человек заявляющий о себе как о мусульманине, стремится продемонстрировать свои ложные знания, рассказывает другим о том, как он привлекательно выглядит без бороды и даъват от этого идет только вперед.
Нет, клянемся Аллахом это самая губительная ложь! О каком дагвате может идти речь, когда ты уже принял кафирские убеждения о неприемлемости бороды на сегодня? Субханаллах, разве не очевидно, что данный человек — лжец, который идет на поводу у неверных?
Также достаточно упомянуть и о тех мужчинах, которые не возражают против того, чтобы в их семье происходили непристойности, и не ревнуют своих жён, что бы они ни делали. Они – одни из самых отвратительных творений Аллаха, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о них, что они не войдут в Рай.
До каких же пор мы будем игнорировать обычаи Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)? Очень печалит тот факт, что путь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его жизнь, мучения, лишения, унижения, терпение, призыв, стало всего лишь — сунной.
Братья, любая достоверная сунна лучше, чем вся эта дунья и все, что в ней. Или же вам автоматом уже гарантировано попадание в Рай?
У сподвижников во время выстаивания ночного намаза, бороды наполнялись слезами. А У НАС?
У НАС НЕ ТО, ЧТО СЛЕЗ, БОРОД НЕТУ!
Дело дошло до того, что сами мусульмане придумывают и распространяют сказки про вред бороды и прочую бредятину! Аллаху Акбар, как можно после этого удивляться нашему униженному состоянию? И не удивительно, что Всевышний Аллах послал своих собак, чтобы собрать нас воедино, подобно тому как пастух оберегает свое стадо от разъединения.
Все Пророки, которых посылал к людям Всевышний Аллах носили бороду: Нух, Ибрагим, Исмаил, Исхак, Муса, Харун, Яхья, Иса и Мухаммад, мир и благословение им Аллаха. Но как оказалось не только духовные ценности представляет собой для мусульман мужская борода, исходя из сегодняшних научных открытий можно наблюдать и пользу для самого здоровья.
Конечно же, сегодня наличие щетины или бороды не говорит о богобоязненности мужчины, поскольку определённая их часть носит её с намерением соблюдать моду, а не сунну. Однако в том или ином случае её польза очевидна.
И серьезные исследования, и независимая медицина утверждают о положительной стороны бороды. Мы приведем удивительные факты в свете последних исследований, свидетельствующие о пользе ношения бороды для здоровья человека.
Так вот оказывается, что борода предотвращает рак кожи. Недавние исследования проведенные в университете Австралии показали, что борода защищает кожу от ультрафиолетовых излучений, исходящих от Солнца. Борода блокирует эти излучения на 95 процентов, то создает великолепную основу и играет большую роль для предотвращения заболеваний рака кожи. Раковые клетки, которые могут появляться на лице человека, на его голове или шеи получают дозу излучения на 90 процентов.
Снижение проявлений астмы и аллергии
Согласно данным медицинских исследований, полученных из Нью Йорка, если человек страдает от симптомов аллергии и астмы, то борода срабатывает как фильтр и не дает распространяться аллергенам. Это похоже на то как срабатывают волосы в носу человека. Помимо того, что вы видите, когда высмаркиваетесь в платок, волосы в носу не дают пройти внутрь грязи и микробам, которые могут причинить вред организму. То есть чем больше у вас растительности на лице, тем больше она предохраняет вас от загрязнения каждый день.
Защита кожи от раздражений
Если мужчина не отращивает бороду, на коже лица могут высыпать разного рода раздражения, тогда как ношение бороды создает защитный слой, который предохраняет кожу на лице от раздражений, таких как раздражение от бритвы, прыщи и фолликулит. В большинстве случаев, раздражение кожи лица связано с бритьем, как заявляет об этом специалист по дерматологии, профессор медицинского Центра при университете штата Огайо. Лезвие может раздражать кожу и даже распространять бактерии, что может стать причиной инфекции волосяного фолликула.
Естественное увлажнение
Волосы обладают уникальным встроенным увлажнителем, который называется сальными железами. По мере роста бороды происходит выработка сальных желез, которые увлажняют кожу лица. Это не только предохраняет кожу лица от сухости и раздражения, но и поддерживает оптимальную влажность, необходимую для комфортного функционирования – оставайтесь молодыми надолго.
А вот еще секрет того, как можно естественным образом добиться замедления старения и молодо выглядеть. Борода защищает от солнечных лучей, и кожа выглядит моложе.
Предотвращение болезней
Когда осенью или зимой наступают ужасные холода, борода всю зиму будет согревать вас и поможет бороться с холодом. Чем длиннее ваша борода, тем лучше ваша теплоизоляция.
Уменьшение инфекций
Если вы носите бороду, вам никогда не придется переживать по поводу бактериальной инфекции, врастания внутрь или заболевания волосяных фолликул. Ведь инфекция часто сопутствует в случае с регулярным бритьем.
Популярность бороды отдельные эксперты объясняют следующим:
- Густой волосяной покров может скрыть шрамы, скорректировать овал лица, тем самым сделать его более привлекательным и повысить самооценку мужчины, придать большей уверенности в себе.
- Борода – это лазейка для ленивых: зачем каждый день бриться, если можно оставить всё как есть и быть в тренде. Хотя борода требует определенного ухода.
- Густая щетина является показателем отличного гормонального фона мужчины, его плодовитости.
- Неожиданное решение отрастить бороду может стать первым сигналом надвигающейся депрессии. Борода может стать некой маской мужественности, за которой можно скрыть чувствительный внутренний мир мужчины. Возможно, не зря популярность бороды приходится на годы кризисов.
Интересно исследование американских военных, которые ввели в оборот новое оружие – «тактическую бороду». Помимо защиты от обветривания и обморожения, борода придаёт свирепый вид, уверенность в себе, что помогает в ближнем бою. Исследования Пентагона показывают: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности! Об этом говорится в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions: Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат без бород был высокий уровень неисправности личного оружия, и с ними всё время происходили какие-то неприятности.
Борода в армии США
Генерал ЦЕНТКОМа (Центральное командование США) Джеймс Е. Маттис выступил с обращением ко всем войскам в зонах боевых действий: «Настало время для Вооружённых Сил принять факты, факты таковы, что бороды спасают жизнь. В свете этой информации мы будем требовать, чтобы все мужчины носили, по крайней мере, один дюйм волос на лице всё время».
Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона (мужского гормона) у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах синдрома хронической усталости.
Но при этом сегодня мы часто слышим кучу вопросов на тему о разрешении сбривания бороды в медицинских и других ситуациях. Только, что мы с вами поняли, что медицина наоборот доказывает ее положительный эффект на здоровье и, что такие вопросы задают лишь те, кому наплевать на сунну Пророка, алейхи соляту уа ссалям, и стараются быть женоподобными.
Вдобавок скажем, что действительна есть такая ситуация, когда укорачивание бороды разрешено, но это ситуации, при которых нашей жизни угрожает реальная опасность. Вот пример такой фатвы:
Вопрос: «Если кто-то из нас будет ехать в другую страну, можно ли ему побрить бороду, чтобы не говорили, что он террорист? И можно ли укорачивать большую бороду?».
Ответ шейха ‘Абдулла́ха ибн Джибри́на (да помилует его Аллах):
“Это не дозволено, если только человек не опасается для себя заключения в тюрьму, или избиение, или изгнание, или его подвергнут мучениям, или репрессируют. Тогда он будет считаться принужденным и не желающим этого.
А принуждение является оправданием даже в неверии, как сказал Аллах: «…(Гнев Аллаха) не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера…». (16:106). И как сказано в хадисе: «Моей общине прощено совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены». (Ибн Маджа, 2045; Ибн Хиббан, 7219).
И нельзя укорачивать большую бороду, если только она не стала безобразной, привлекающей внимание, по причине чего человек будет выделяться. А Аллах знает лучше”. См. “Фатауа Ибн Джибрин”, №12950.
О Аллах, прости нам наши грехи и проступки и не спеши наказывать того, кто надеется лишь на Твою милость. О Аллах, окружи нас милостью Своей, отдали от мерзостей, тайных и явных, мусульман нашей страны и всего мира, о Господь миров!
(Аллахумма ‘акыли-ль-‘асрата ва-гфири-з-заллята ва джуд би-хильмика ‘аля ман лям йарджу гайрака. Аллахумма тавалляна би-рахматика ва джаннибна-ль-фавахиша ма захара ва ма батуна ‘ан билядина хассатан ва ан саири биляди-ль-муслимин йа Рабба-ль-‘алямин!).
Борода — любимая Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Борода в Исламе
Одним из самых больных вопросов для мусульман современного мира является вопрос бороды. Вокруг этой темы ходит много споров, разводимых теми братьями, чьи религиозные знания обычно не поднимаются выше уровня исламских студентов.
Когда в кругу чисто выбритых мусульман поднимают тему бороды, то мы, как правило, слышим: «Борода – это Сунна, не надо концентрировать внимание на таких мелочах». Действительно, борода – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако в фикхе существует громадная разница между обязательными и желательными элементами Сунны.
Ещё имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) разделил Сунну Посланника Аллаха на две части: Сунна мандуба (мустахабба) и Сунна ваджиба. Выполнение первой Сунны является желательным, а её нарушение – допустимым (мубах). Примеры Сунны мандуба – входить в мечеть правой ногой, чистить зубы после омовения и т.п. Тот, кто соблюдёт их, получит дополнительную награду от Аллаха, а тот, кто оставит, не возьмёт никакого греха.
Что касается второй Сунны, то бремя её выполнения лежит на всех мусульманах ахлю-с-сунна. Ваджибаты – это та часть Сунны, в отношении которой пришли хадисы, содержащие угрозу от Аллаха тем, кто ею пренебрегает, либо категорические приказы (запреты) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманин, сознательно оставляющий Сунну ваджиба, является грешником, ибо Аллах говорит:
«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
Тот же, кто ненавидит какой-то элемент достоверной Сунны, выходит из Ислама и становится кяфиром даже тогда, когда он соблюдает это (например, для того, чтобы не выделяться среди мусульман). Ненависть к Сунне может быть вызвана только двумя причинами: ненавистью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) либо ненавистью к его сподвижникам (как у рафидитов); и то, и другое является большим неверием.
За рамками Ислама находится и тот человек, который верит, что в мире есть законодательство или свод традиций, более правильные, чем шариат Аллаха. Также я хотел бы сурово предупредить тех, кто насмехается над Книгой Аллаха и путём Его Посланника; Всевышний в Коране говорит:
«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали» (Коран, 9:65-66).
Сюда же относятся и любые насмешки над Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), включая бороду («ваххабит», «душман», «басмач» и т.д.).
Перейдём теперь к самому вопросу. В суре «Хаджж» сказано:
«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).
Абдулла бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что под «устранением неопрятности» Аллах имеет в виду бритьё головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды к концу хаджжа. Те же высказывания приводятся от Ибн Джубайра, Мухаммада бин Кя’ба и многих других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари в своём тафсире Корана (т. 10, стр. 149-150).
От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал взрослым мужчинам из его уммы подстригать усы и отпускать бороду. Хадис содержат сборники аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других хадисоведов. В ином варианте хадиса, сообщаемом аль-Бухари и Муслимом, Пророк говорит:
«Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
Что касается внешности самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то во время его хиджры Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с огромной [в другой версии – с густой] бородой».
Все же хадисы о том, что Пророк якобы подстригал или сбривал бороду, являются слабыми или вымышленными, и не один факых не вправе опираться на них в своём иджтихаде (выведении шариатских норм).
Если мы посмотрим на Сунну сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то передаётся, что Ибн Умар, совершая хаджж или умру, захватывал бороду в кулак от подбородка и отрезал всё, что ниже этого кулака. Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Мы всегда отпускали бороды, исключая время хаджжа и умры» (хадис от Абу Дауда).
И нигде нет ни одной достоверной истории о том, что кто-то из сахабов брил или коротко стриг бороду (напомню, что от кяфиров и сектантов хадисы не принимаются). Напротив, многие хадисы повествуют нам, как их бороды промокали от слёз горького плача. Также передаётся, что когда Кайс бин Са’д (сын Са’да бин Убады) достиг половой зрелости и сахабы увидели, что у него не растёт борода, они сказали:
«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»
Табиуны (второе поколение мусульман) также укорачивали свои бороды только к концу хаджжа или умры; они подстригали их, зажав в кулак, доводом для чего является вышеупомянутый хадис Абдуллы бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. К слову сказать, что Ибн Умар был одним из тех учеников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые подражали его поступкам буквально во всём. Например, когда Ибн Умар узнал, что рядом с Мединой есть дерево, в тени которого часто отдыхает Посланник Аллаха, то он каждый день приходил поливать это дерево, дабы оно не засохло.
При этом основой разделения хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Сунна мандуба и Сунна ваджиба является то, как он призвал нас соблюдать ту или иную норму. Например, об окрашивании бороды Пророк сказал:
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что же касается отращивания бороды, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам это в категорической форме. Поэтому наши праведные предки единогласно назвали бороду одним из ваджибатов. Имам аз-Захаби внёс бритьё бороды в число тяжких грехов («аль-Кябаир»).
Мнения учёных Сунны в вопросе подстригания бороды разошлись: некоторые из них запрещают это делать даже во время паломничества. Эти улемы ссылаются на то, что нет ни одного достоверного хадиса об укорачивании бороды Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что же насчёт поведения Ибн Умара и ряда других сахабов, то это был их иджтихад, в котором они ошиблись. Однако большинство учёных всё же рекомендуют стричь бороду к концу хаджжа или умры, но не придают этому характер ваджиба.
Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. Глубоко неправы те, кто говорят, будто борода – это доисламская традиция арабов, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил в их жизни только те традиции, которые не выходят за рамки шариата. Да, Абу Джахль и Абу Ляхаб носили бороды, но они не сбривали усы (как и не падали ниц перед Аллахом)!
Есть особые ситуации, в которых мусульмане могут сбривать бороды (например, для ношения респираторов, врачебных масок), но – только с разрешения улемов, выносящих фетвы для каждого конкретного случая. Беда мусульман современной эпохи – в том, что они сами дозволяют для себя многие запретные, порицаемые или сомнительные вещи (как и запрещают дозволенное), не советуясь с обладателями религиозных знаний. Один, попав в окружение кяфиров, считает дозволенным бритьё бороды, второй – употребление в пищу сала и мертвечины, третий – ношение одежды, не прикрывающей срамоту и т.п.
Закругляя эту тему, я хотел бы процитировать высказывания четырёх великих имамов (основателей мазхабов) и их последователей по вопросу бороды. Замечу попутно, что в наши дни мусульмане могут считать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрегая более чем половиной хукмов своего мазхаба (кяфир К. Маркс однажды сказал о некоторых коммунистах его эпохи: если эти люди – марксисты, то я не марксист).
Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников Абу Ханифы, да помилует его Аллах, говорил:
«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хаджж, он укорачивал свою бороду, сжав её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем тот же способ во время хаджжа».
Бритьё же бороды имам Абу Ханифа внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные действия, близкие к хараму). Один из великих ханафитских улемов Ибн Абидин сказал по этому поводу:
«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не разрешается никому».
Имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, писал:
«От Абдуллы бин Умара приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал отпускать бороды и укорачивать усы»,
полностью согласившись с Абу Ханифой в том, что подстригать бороду дозволено только паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский шейх аль-Хаттаб аль-Малики запрещал как бритьё бороды, так и бритьё усов (по его мнению, усы можно только подстригать).
Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует их Аллах, тоже носили бороды и приказывали это своим ученикам (причём имам Ахмад поднял бороду на уровень фарда). Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сравнил бритьё бороды с тем, что женщина будет налысо брить голову, так как борода является «фитра таби’ийя» (естественным внешним признаком). Мужчина с чисто выбритым подбородком подобен женщине с лысой головой, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (хадис от Ибн Аббаса, переданный аль-Бухари):
«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».