«Можно все еще спасти. Евгений Евтушенко
Евгений Евтушенко
298 цитат 12 подписчиков
Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении — Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту — 1933], Зима; по другим данным — Нижнеудинск, Иркутская область) — русский советский поэт. Википедия.
ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ.
Идут белые снЕги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
… показать весь текст …
Я кошелек. Лежу я на дороге.
Лежу один посередине дня.
Я вам не виден, люди.
Ваши ноги идут по мне и около меня.
Да что, вы ничего не понимаете?!
Да что, у вас, ей-богу, нету глаз?!
Та пыль, что вы же сами поднимаете,
меня скрывает, хитрая, от вас.
Смотрите лучше.
Стоит лишь вглядеться,
я все отдам вам, все, чем дорожил.
И не ищите моего владельца —
я сам себя на землю положил.
Не думайте, что дернут вдруг за ниточку,
… показать весь текст …
Непонятным поэтам
Я так завидовал всегда
всем тем,
кто пишут непонятно
и чьи стихи,
как полупятна
из полудыма-полульда.
Я формалистов обожал,
глаза восторженно таращил,
а сам трусливо избежал
абракадабр
и тарабарщин.
Я лез из кожи вон
в борьбе
со здравым смыслом, как воитель,
… показать весь текст …
Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
чужую глупость втайне пожалей
Качался старый дом, в хорал слагая скрипы,
и нас, как отпевал, отскрипывал хорал.
Он чуял, дом-скрипун, что медленно и скрытно
в нем умирала ты, и я в нем умирал.
«Постойте умирать!” — звучало в ржанье с луга,
в протяжном вое псов и сосенной волшбе,
но умирали мы навеки друг для друга,
а это все равно что умирать вообще.
А как хотелось жить! По соснам дятел чокал,
и бегал еж ручной в усадебных грибах,
и ночь плыла, как пес, косматый, мокрый, черный,
кувшинкою речной держа звезду в…
… показать весь текст …
Спасибо всем, кто чувствует любую боль на земле, как свою…
Сплетни могут все смести,
как недобрый ветер,
можно все еще спасти,
если им не верить.
Можно все еще спасти.
Мы друг другом жили.
Ты меня не отпусти
в руки, мне чужие.
Можно все еще спасти.
Как на льду все тонко.
Ты любовь перекрести,
будто бы ребенка.
… показать весь текст …
Жизнь тащу я, как ношеньку
тяжеленнейшую.
Проведи со мной ноченьку,
сгладь с меня чешую.
Ты не радость — хворобушка.
Я у цели, да вот
все прошу, недотрогушка,
хоть один целовок!
А ведь сникшей, усталенькой
с горем наедине
ты ведь бабушкой старенькой,
так вздохнешь обо мне…
Тот, кто горя не знал, о любви пусть не судит.
В нашем городе дождь,
Он идет днем и ночью,
Слов моих ты не ждешь, ты не ждешь
Я люблю тебя молча.
Дождь по крышам стучит,
Так, что стонут все крыши,
Обо мне все молчит, все молчит
Ты меня не услышишь.
Я люблю высоко,
Широко, неоглядно,
Пусть тебе это все, это все
Совершенно не надо.
… показать весь текст …
Случайные связи
Случайные связи-
Они порицаются, став
Синонимом грязи
У грязи самой на устах.
И лженедотроги
Надменные губы, поджав,
В пожарной тревоге
Мужьям залезают в пиджак.
Взрывается ярость
Когда там находит рука
Записочку, адрес-
Любую улику греха.
Упреки в разврате-
Они по-судейски грозны,
… показать весь текст …
В продуманности строки —
тончайшая тяжеловесность.
Ей это приносит известность ,
и ценят ее знатоки.
В нечаянности строки
есть слишком завидная легкость ,
и можешь кусать себе локоть ,
но именно это — стихи.
Боюсь не справиться с лицом.
Боюсь не справиться с лицом,
когда тебя увижу где-то,
и завершится всё концом,
в котором больше нет секрета.
Боюсь не справиться с душой,
боюсь не справиться и телом,
чтоб над тобой и надо мной
не надругались миром целым.
Боюсь — не знаю от чего —
тебя, как тайного богатства.
Боюсь — и более всего —
… показать весь текст …
“Ольховая серёжка”
Уронит ли ветер
в ладони сережку ольховую,
начнет ли кукушка
сквозь крик поездов куковать,
задумаюсь вновь,
и, как нанятый, жизнь истолковываю
и вновь прихожу
к невозможности истолковать.
… показать весь текст …
Не надо говорить неправду детям,
не надо их в неправде убеждать,
не надо уверять их, что на свете
лишь тишь да гладь да божья благодать.
Не надо по желанью своему
морочить их несбыточными снами.
Учить не надо верить их тому,
чему уже давно не верим сами.
Солгавший детям детство обезлюдит,
подсунет им бесчестье, словно честь.
Пусть видят же не только то, что будет,
пусть видят, ясно видят то, что есть.
… показать весь текст …
Проклятье века- это спешка,
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравлено в цейтнот.
Поспешно пьют, поспешно любят,
И опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
А после каются — спеша.
Но ты, хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт.
… показать весь текст …
Среди любовью слывшего
сплетенья рук и бед
ты от меня не слышала,
любима или нет.
Не спрашивай об истине.
Пусть буду я в долгу —
я не могу быть искренним,
и лгать я не могу.
Но не гляди тоскующе
и верь своей звезде —
хорошую такую же
я не встречал нигде.
Всё так,
но силы мало ведь,
… показать весь текст …
Спасение наше — друг в друге, в божественно замкнутом круге,
куда посторонним нет входа где третье лицо лишь природа.
Спасение наше — друг в друге, в разломленной надвое вьюге,
в разломленном надвое солнце. Всё поровну. Этим спасёмся.
Спасение наше — друг в друге: в сжимающем сердце испуге
вдвоем не остаться, расстаться и в руки чужие достаться.
Родители нам — не защита. Мы дети друг друга — не чьи то.
Нам выпало няньчиться с нами. Родители наши — мы сами.
Какие поддельные стра…
… показать весь текст …
Евгений Евтушенко. «Можно все еще спасти»
Новые стихи для «Новой»
Фото: «Новая газета»

Мандельштам называл поэзию «ворованным воздухом». За этим определением очень многое. Но есть и частности. Что, как не «ворованный воздух», воспоминания о прежней любви или даже влюбленности, которые, став стихами, воскрешают это.
Мандельштам называл поэзию «ворованным воздухом». За этим определением очень многое. Но есть и частности. Что, как не «ворованный воздух», воспоминания о прежней любви или даже влюбленности, которые, став стихами, воскрешают это удивительное состояние? Пусть на мгновение. Вернее, ровно на то время, в течение которого эти стихи писались, а потом еще — когда читались.
Таким «ворованным воздухом» насыщена присланная в нашу газету подборка новых стихов по-прежнему молодого поэта Евгения Евтушенко, пару лет назад отметившего свой семидесятипятилетний юбилей.
Но не только любовь – еще и такие забытые многими сейчас чувства, как жалость и сострадание, живут в новых стихах поэта.
А теперь о грустном. В Переделкине кто-то постоянно срывает указатели, показывающие дорогу к музею-галерее Евгения Евтушенко. Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, публикуем карту проезда к музею-галерее от платформы Переделкин.
«Коля» в Оклахоме
Герой чешского фильма «Коля» — холостяк-музыкант, вынужденный играть в крематории диссидент, неосторожно согласился за деньги на фальшивый брак с русской женщиной и на следующий день оказался с брошенным ею сыном Колей лет пяти. Однако, в конце концов, он полюбил его как своего единственного ребенка, но тут возникла мама, вышедшая замуж в ФРГ, и забрала сына.
Этот добрый фильм во многом изменил к лучшему отношение чехов к русским туристам, которых они после появления на улицах Праги не приглашенных ими танков бойкотировали нежеланием с ними разговаривать.
Доброе искусство — всюду свойское.
И для знатоков, и — простофиль.
Поняла Америка ковбойская
очень чешский, очень русский фильм.
Улыбались. Плакали. Все верили —
будет Коля счастлив на земле,
И хотя я не был паном Свераком,
почему-то руку жали мне.
Все же меньше мрачного, чем светлого.
В Оклахоме, посреди степей,
дырочка в носке у пана Сверака,
сделала ты людям жизнь светлей.
Скука — лицемером быть в истории,
ну а смака жизни не понять,
веселей смычком и в крематории
юбку деликатно приподнять.
Сколько душ политикой калечится!
Все бы стало на земле не так,
если Президентом Человечества
был бы этот пражский холостяк.
Ключики сверкали вроде лучиков.
Но бессмертна хитрость палачей —
приспособить к звону честных ключиков
звон своих тюремщицких ключей.
Потому все тот же Евтушенко я,
что надежду вижу и в тоске,
сквозь живую дырочку волшебную
в беззащитно холостом носке.
Снегурочка
Никакого признака беспорядка я не увидел в том, что старенькая правозащитница, которой лет за восемьдесят (да простит она меня,если я преувеличил), вышла 31 декабря прошлого года с грустным юмором, надев костюм Снегурочки, чтобы обратить внимание на свой плакатик с цифрой тридцать один. Он, этот плакатик, напоминал всего-навсего о номере статьи Конституции, разрешающей слишком часто не разрешавшиеся московскими властями митинги, не носившие никакого агрессивного характера. А это даже и митингом-то назвать было нельзя, потому что старушка просто стояла, как молчаливый укор, не перекрывая никакого движения и ничегошеньки не говорила. И вдруг по чьему-то приказу появились ражие молодцы и начали грубо вырывать плакатик из рук старушки, и на все это было так стыдно глядеть тогда и потом, когда это повторяли много раз на иностранных телеэкранах, и мне наивно задавали вопрос: «А что означает эта цифра – 31? Почему ее у вас нельзя показывать?»
Не задуматься ли нам над самими собой и в этом случае, чтобы не помогать не любить нас и бояться? А разве всем нормальным людям не хочется, чтобы их любили, а не боялись?
Питомцы культур-мультурочки,
лбы бритые против седин,
так ржали, в зубах сжав окурочки,
увидев подобие дурочки –
старушку в костюме Снегурочки
с плакатиком «31».
Давнишняя правозащитница,
была бы другой – шла домой.
Но все и Господь ей засчитывает,
и седенький Пушкин зимой.
Пришла в декабре тридцать первого
с плакатиком этим в руках,
кота позабывшая верного,
и в целых сначала очках.
Потом они жалобно хрустнули
от злости родных сапогов.
Такие дела наши русские –
и в бабушках ищем врагов.
Все это по телику видели
с плакатиком «31»
Австралия, Франция, Индия
и даже английская Queen.
Глаза намозолили им уже,
наш стыд отложив на потом.
Но как можно думать об имидже
и бить по нему – долотом?
Как будто бы это боярыня
Морозова в грозных санях,
откуда такое бояние,
да и у кого-то синяк?
Россия, ведь ты же могучая –
ну что мы себе так вредим,
Снегурочке руки выкручивая
с плакатиком «31»?
Ну разве тут пахнет заговором?,
Чего так пужают народ?
На родине Пушкина, Сахарова
старушкам грубить не идет.
Посмешище во всепланетии!
Придумают – Бог упаси! –
чтоб тридцатиоднолетие
не праздновали на Руси.
Столицу – пусть стоит недешево –
мы пересоорудим,
чтоб здания ни одинешенького
под номером «31»!
А кто-то заявит, наверное,
крамолу и в этом узря:
«Пора отменить тридцать первые
все числа календаря!»
Неужто все силой доказывается –
не разумом — в нашей стране,
и тридцать второе декабрьское
взамен вкалендарят в стране!
Не знаю, что будет на Родине
и что вообще на земле,
и сколько еще новогодий мне
достанется – лишь бы в семье.
И нам воссоздаст новый Суриков,
который так необходим,
старушку-Снегурочку в сумерках
с плакатиком «31»!
Декабрь 2009 – сентябрь 2010
Нежнинка
Чем вы в жизни нежней,
тем вы людям нужней,
а когда вы проститесь негаданно с ней,
то последняя ваша нежнинка
охладит чью-то злобу,
присев хоть кому-то на лоб,
среди множества лбы раскаляющих злоб.
2010
* * *
Дорасту ли до растенья,
до соснового ствола,
свою душу дораздену
перед всеми догола?
Или в этом есть бесстыдство,
или вовсе нет стыда,
и так глупо следопытство,
если в тайну — ни следа?
А вы и не догадываетесь
Письмо без подписи
Я Вас люблю, а Вы и не догадываетесь,
и Вам не догадаться — вот беда.
И в этом вечно будет недоказанность,
и будет недосказанность всегда.
Я Вас люблю, а Вы и не догадываетесь,
а спросите — я вряд ли дам ответ.
Да, впрочем, Вы мне тоже
не докладываетесь,
Вы любите кого-то или нет.
Я Вас люблю, а Вы и не догадываетесь,
что я скрываю под недобротой,
и до того порою я докатываюсь,
что всем кажусь насмешницей крутой.
Я Вас люблю, а Вы и не догадываетесь.
Открытости боюсь я, как огня.
Уж слишком много злых людей
докапывается,
какие есть секреты у меня.
Мы делаем нечаянно все гадости.
За радости свои не ждем суда.
Вот почему я не хочу догадываться,
и Вам не догадаться никогда.
Поможем Богу,
милый мой…
Женская молитва
Нас друг для друга создал Бог,
а мы ему неблагодарны.
Мы не жестоки, не коварны,
но слишком ждем, чтоб он помог.
А Бог чего-то ждет от нас,
но мы ему не помогаем,
чтобы тебя со мной он спас,
и покаяний избегаем.
Поможем Богу, милый мой,
в нас вновь ему не обмануться,
и, как в последнее «Домой»,
в любовь — ну хоть ползком вернуться.
Еще любовь — она жива
в тебе, во мне, а не в могиле,
хотя ее похоронили
всех сплетен лживые слова.
Какой поссорил нас навет,
чья это зависть, бессердечность?
Когда мы любим не навек,
мы этим обижаем вечность.
2009
Можно все еще спасти
Сплетни могут все смести,
как недобрый ветер,
можно все еще спасти,
если им не верить.
Можно все еще спасти.
Мы друг другом жили.
Ты меня не отпусти
в руки, мне чужие.
Можно все еще спасти.
Как на льду, все тонко.
Ты любовь перекрести,
будто бы ребенка.
Соблазняют нас пути,
скользкие, как змеи.
Можно все еще спасти,
если быть умнее.
Равнодушием не мсти.
Нас разрушит злоба.
Можно все еще спасти,
если живы оба.
Евгений Евтушенко: Можно всё ещё спасти
Любая стена – это дверь
– «Можно все еще спасти»… Оптимистичное название – ваш девиз?
– У Камю есть высказывание «Любая стена – это дверь». Эта фраза тоже давно стала моим девизом. Я считаю, что мы часто слишком легко сдаемся перед трудностями, впадаем в пессимизм. И не очень радостно видеть хороших людей без искр в глазах и энергетики, которая необходима для того, чтобы делать жизнь вокруг себя лучше. И некоторых людей, недостойных того, чтобы их называли по-детски – хорошие дяди, у которых эти искорки весьма живучи, которые думают, что пришло их время, и насаждают безнравственность и бессовестность.
Кстати, слово «совесть» почти не произносится в политических речах. Что тоже наверняка не случайно, надо подумать, почему. Мне кажется, просто мы не должны сдаваться, не должны позволять, чтобы в Министерстве образования заправляли люди, которые додумались до того, чтобы исключить литературу из списка обязательных предметов. И это тоже не случайно, потому что наша великая классика во главу угла ставит всегда именно совесть и муки совести. Которые не дают человеку чувствовать себя комфортно, даже в момент личного счастья, если его ближний страдает. И вообще мне очень не нравится, когда многие люди говорят: «Я маленький человек, от меня ничего не зависит».
Кстати, и в Америке это тоже сейчас появилось, хотя во времена Кеннеди я ничего подобного не слышал.
И это очень неправильное самоубеждение, надо помнить, что мы наследники великой русской культуры – Рублева, Толстого, Достоевского, Пушкина. И вот в этом наше спасение. Нельзя забывать, что любую стену можно пробить и из любого лабиринта можно выйти. Правда, у многих наших людей не хватает любопытства, чтобы как Буратино пробивать стены…
– Я знаю, что судьба многих ваших стихов складывалась не всегда просто. Далеко не все сразу находили дорогу к читателю.
– Например, стихотворение «Наследники Сталина», написанное в 1961 году, после выноса тела Сталина из Мавзолея, никто не хотел печатать.
Твардовский мне сказал, что «Новый мир», скорее всего, закроют, если он напечатает это стихотворение, а начальник Союза писателей РСФСР Соболев устроил истерику, после того как я прочел его на каком-то вечере. Тогда я позвонил редактору, который до этого напечатал мое стихотворение «Бабий Яр», и тот дал мне телефон либерально настроенного помощника Хрущева – Владимира Лебедева. Когда я позвонил Владимиру Семеновичу, он меня встретил очень тепло, назвал своим любимым поэтом и обещал передать Никите Сергеевичу это стихотворение в подходящий момент.
Оказалось, что он знал моего дедушку, которого из лагеря привозили в школу НКВД читать лекции по математике. «Вы не представляете, как мы его любили», – признался мне Лебедев.
Вскоре мы вместе с Микояном уехали на Кубу. Это было как раз во время Карибского кризиса, американские самолеты летали над нашими головами на бреющем полете.
Помню, я сидел у гостиницы рядом с бассейном и на коленях держал маленького Егора Гайдара. Когда над нами со свистом пролетел американский самолет, что-то теплое потекло у меня по коленке… Вечером того же дня Микоян меня познакомил с Фиделем, что было смешно, потому что мы с кубинским лидером уже были хорошо знакомы, и протянул вчерашний номер «Правды», в котором было напечатано мое стихотворение «Наследники Сталина». А еще он сказал, что сейчас такое положение: это стихотворение, вышедшее вчера, в следующий раз, может быть, будет напечатано лишь лет через 20. Так и получилось – его не печатали 23 года.
Профильтрованный Евтушенко
– Как вам кажется, почему именно в 60-е годы появилась такая яркая плеяда поэтов? И почему такой плеяды нет сегодня?
– Дело в том, что все мы дети войны. Война принесла столько несчастья и крови, которую мы видели глазами детей, но в то же время тогда появилась объединяющая цель, возможность быть патриотом в борьбе за справедливое дело.
И после ареста и уничтожения тысяч безвинных людей это нас подняло вверх. Чувство того, что мы делаем справедливое дело, меняло людей на глазах, помогало им творить чудеса.
Мы не должны это забывать и сегодня, не должны разъединяться, потому что плохих людей не так уж и много, просто они хорошо организованны, умеют сплачиваться, а хорошие люди всегда индивидуалисты.
И пока они спорят друг с другом по мелочам, люди не самоценные сплачиваются против большинства. Это не только у нас, но и на всем земном шаре.
Сейчас нас часто пытаются убедить в том, что русский народ больше не любит поэзию.
Это чушь собачья, просто нам недостает сегодня новой плеяды поэтов, красивых 22-летних, вы не представляете, как это важно для меня – одного из последних шестидесятников.
Помню, на похоронах Булата Окуджавы я прошел от Вахтанговского театра до Садового кольца, и людей среднего возраста почти не было – они все тогда делали карьеру. Там были бабушки-шестидесятницы с искорками в глазах, что отличает этих особенных бабушек, и еще совсем маленькие их внуки, которые воспитывались на песнях Окуджавы и наших стихах. Я разговаривал со многими и был поражен тем, как хорошо эти дети знают песни Окуджавы! Эти песни им пели вместо колыбельной. И мне кажется, что вот это поколение, я их называю «девяностики», и даст новую плеяду поэтов. Потому что предыдущее поколение постмодернистов, к сожалению, начало с того, что попыталось, говоря языком Маяковского, сбросить шестидесятников с парохода современности. Но Маяковский и его друзья делали это не серьезно, а так, шутили, шалили, а поэты 80-х делали это всерьез, на этом и попались, поэтому, увы, из них и не получилось ни одного национального поэта. Нынешняя ситуация во многом парадоксальна: в подцензурное время у нас создавались более сильные произведения, сейчас равных им нет.
Общий технический уровень поэзии, конечно, повысился, но резких, бросающихся в глаза, индивидуальностей нет. Беда постмодернистской поэзии в том, что они всю поэзию свели к улыбочке, усмешечке, но ведь одного этого мало. Но вы увидите, придут «девяностики» – будущая плеяда поэтов, поколение, которого мы давно заждались.
– У вас вышла книга «Весь Евтушенко», точнее, ее переиздание, но по более демократичным ценам. Это сделано специально или из-за кризиса?
– Предыдущее издание действительно стоило в два раза дороже. Произошло чудо, представьте себе, в Болгарии в зале ожидания одного из аэропортов я заметил человека, который читал вслух мои стихи, причем очень хорошо и точно. Мы познакомились, оказалось, что это один из директоров Газпрома. У меня немножко пошатнулась классовая ненависть к русскому капитализму, я подумал, что еще не все потеряно, может, и капитализм с человеческим лицом возможен в будущем.
Потом мы летели вместе в самолете, он спрашивал про мои дела и сказал, что нигде не может найти книгу «Весь Евтушенко», она исчезла очень быстро. Я рассказал, как сложно было ее издать, какой маленький тираж получился. И, представьте себе, он предложил свою помощь. Они напечатали книгу, и у нас появилась возможность продавать ее по такой цене.
Посланник России
– Какие проблемы и вопросы из жизни общественной сегодня вас волнуют больше всего?
– Меня очень беспокоят постоянные поползновения превратить бесплатную медицину и образование в платное.
Этого никоим образом нельзя допустить. Именно в этом и состояло наше огромное преимущество, что признавали даже наши конкуренты. И еще мы зачем-то переняли у Запада систему тестирования. Кстати, там тоже есть разные взгляды на такую форму, но к ней уже привыкли. А я считаю, что способности человека проверяются куда лучше, когда он пишет сочинение, то есть импровизирует. А вот эти опросники, которые у нас пытаются искусственно ввести, заранее человека загоняют в какое-то узкое русло ответа, из-за чего происходит стандартизация мышления. И в результате кругозор сужается, люди перестают читать книги, интересоваться искусством. Я помню, что самой лучшей, благодарной аудиторией для поэтов были инженеры. Да, основной частью интеллигенции у нас являлись инженеры, а на Западе это не так, там инженеры книг не читают. У нас было содружество физиков и лириков, ученых и гуманитариев.
Вот это нам нужно спасти обязательно, в этом было наше преимущество. Образованность литературная была важным показателем при приеме в технические вузы, мне кажется это очень важным.
– Уже много лет вы преподаете в Америке. Почему там, а не в России?
– Там я получаю неплохую зарплату, а здесь… Знаете, какая у меня крошечная пенсия? Если бы не работа в Америке, я бы никогда не сделал антологию «10 веков русской поэзии».
Вышел только первый том, но меня поддержала вся страна, я получил огромное количество писем. Составление энциклопедии – это гигантский труд, на это ушло огромное время. Сейчас я заканчиваю новый роман, за последние пять лет написал целую книгу.
Досье «ВМ»
Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области.
Печататься начал в 1949 году.
Учился в Литературном институте им. М. Горького.
В 1952 году выпустил первый сборник стихов – «Разведчики грядущего».
Евтушенко легко вошел в мир литературы и стал одним лидеров молодой поэзии второй половины 50–60-х годов.
Стихи раннего Евтушенко использовал в 13-й симфонии Дмитрий Шостакович.
В конце 80-х гг. Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР, активизируется как публицист.
Ныне поэт живет и работает в США. Преподает русскую литературу и кино в одном из американских университетов.
Евгений Евтушенко был официально женат четыре раза.
Первой его женой была Белла Ахмадулина.
У него пятеро сыновей.
Евгений Евтушенко: «Я римлянин из СССР»
В свет вышла книга «Можно все еще спасти» – сборник стихов и прозы, написанных за последние пять лет. В понедельник, в свой день рождения, Евгений Евтушенко устроит по этому случаю вечер в Политехническом музее – а перед тем дал пресс-конференцию, где рассказал о книге и о себе. Вот несколько его историй.
Про американскую интеллигенцию и «Ночной дозор»
– Я пятнадцать лет преподаю в университете Талсы. Это крепкий средний университет, в котором очень хорошие преподаватели, настоящая американская интеллигенция. С Мишей Задорновым у меня были очень крупные разговоры, когда он часто употреблял словосочетание «Эти тупые американцы. » Я говорил: «Миша, у нас, да и везде, не меньше тупых людей!» И вообще, может, какой-то процент тупых людей для чего-то необходим? Для поддержания некоей стабильности? Не знаю! Но Талса – ковбойский нефтяной город с населением в 500 000, и в нем есть четыре университета, оперный и балетный театры, симфонический оркестр.
Как и в Нью- Йорке , там есть артхаусный кинотеатр. Я не представляю, чтобы мои студенты ходили в кино на Сталлоне или Шварценеггера. Я был счастлив, когда увидел, что американские ребята поняли и полюбили «Холодное лето 53-го» – сложный, казалось бы, для иностранцев фильм. Хотя они сделали очень смешную ошибку, когда я им показал «Собачье сердце»: все, как один потом написали, что это кино о вреде вивисекции и том, что нельзя издеваться над животными. А потом я подумал: какие счастливые люди, что им в голову не пришли социальные и политические ассоциации, которые приходят русским!
Я был счастлив еще, когда показал фильм, как его, Бекмухаметова , «Ночной дозор» – и первый раз в жизни просмотр остановили студенты. Они делегировали огромного верзилу-афроамериканца, он ко мне подошел и сказал: «Мистер Евтушенко, ну вы извините, но тут ребята попросили. Зачем вы нам показываете после таких хороших фильмов, как «Летят журавли», такую второстепенную голливудщину?» Знаете, как я был счастлив? Значит, не зря я тратил время!
Про Константина Симонова и «Милого друга» в меблированной комнате
– Я научился читать в четыре года. До войны я прочел уже всю западную классику. Мои любимые писатели были французы. Анатоль Франс, «Боги жаждут» – я обожал эту книгу! «Милый друг» Мопассана . Это все были книги из шкафчика, который мама, уезжая на фронт, закрыла на ключик. Сказала: «Тут для взрослых». Естественно, я вооружился волнистым ножом, открыл шкафчик. Потом мама вернулась с фронта, пришла домой с Костей Симоновым – он тогда был в расцвете, только что написал «Жди меня». И вот сидел Константин Михайлович в очень красивой военной форме. И я спросил: «Мама, скажи, пожалуйста, а почему, когда Жорж Дюруа и госпожа де Марель вошли в меблированную комнату, вышли через полтора часа? Что они там делали?» Мама заплакала: «Вот до чего нельзя оставлять детей одних!»
Евгений Евтушенко: Меня никто не учил, я самоучка
Про Киркорова и красивых, двадцатидвухлетних поэтов
– Однажды мне задали вопрос: сколько у нас талантливых поэтов? Я задумался и составил для себя список. Маша (жена. – Ред.) запретила мне его печатать, но в нем было тридцать имен настоящих, неслучайных поэтов. Довольно много! Но в этом списке было мало, как писал Маяковский , «красивых, двадцатидвухлетних». Может быть, мы их не знаем. Может, им кто-то говорит слова типа «неформат». Им негде печататься. Ведь ужасная потеря для русской литературы – то, что исчезла традиция толстых литературных журналов. Они существуют, но в каком зажатом виде, какой жалкий у них тираж. И в этом виновато уже не правительство, которое всегда обвиняют во всех смертных грехах. В этом виноваты мы сами.
У нас такая чудовищная, позорная попса. Она развратила вкус! Слова, которые поются со сцены, недостойны называться поэзией. Раньше у нас было много хороших песен – возьмем хотя бы песни Великой отечественной войны. Сейчас почти нет тех, которые просто можно было бы запеть, собравшись с друзьями, в семейном кругу. Да и мелодии не всегда запомнишь. Кто же в этом виноват? Правительство, что ли, эту попсу насаждает, чтобы нарочно оглуплять нас? Да что за ерунда! Это мы сами позволяем. Мы ходим на это, мы покупаем – порой за большие деньги – билеты. Ну что ж, каждый народ имеет ту попсу, которую он заслуживает.
Я не считаю врагом человечества Филиппа Киркорова , у которого очень милый голос и так далее, но когда люди аплодируют, закатывая глаза, словам «Ты моя банька, я твой тазик», это же просто невозможно! Как они придут к Цветаевой и Пастернаку? Да как они придут к Пушкину ? Я разным аудиториям раньше читал – больше не буду этим заниматься – строку: «Чем меньше женщину мы любим , тем. » Делал паузу. Зал хором отвечал: «Тем больше нравимся мы ей!» А там ведь не «больше» стоит, а «легче»!
Про созвездие, оставленное ногтями Феллини
– Новый кинокурс – на него уже набраны студенты – я посвящу своему любимому Феллини . Мало кто знает, что если бы не Феллини, меня бы уже не было – он буквально меня спас.
После просмотра своей картины «Джульетта и духи» он и Джульетта Мазина пригласили меня на дачу. Потом я прочел в «Искусстве кино» предсмертное интервью Мазины – она рассказывала, как готовилась встречать меня! Видите, некоторые люди неосмотрительно воспринимают меня как серьезного человека! Она изучила мои вкусы: прочла где-то, что Евтушенко любит в каждой стране местное вино и местных женщин. Стала думать, кого пригласить на роль женщин, перебрала в уме всех подруг. А потом подумала: «Какого черта? Он тогда сразу про меня забудет, сосредоточится на них, не поговорит со мной» – и отказалась от этой мысли. Она была очаровательная женщина, великая актриса, замечательная хозяйка и повариха – много всего наготовила. Конечно, мы выпили достаточно вина, и потом ночью я пошел купаться. Феллини пошел на всякий случай со мной. И в море у меня случилась судорога. Феллини был на берегу в костюме. Он скинул пиджак, – но оставил рубашку и галстук, – прыгнул в море и всадил мне в икру всю пятерню и начал тащить! Судорога прошла, я вылез на берег. А на икре у меня осталось пять отметин – созвездие, оставленное ногтями маэстро! И я проходил с ним месяца полтора, с гордостью задирая штанину и показывая его.
Евгений Евтушенко читает свои стихи
Дамир МУХАМЕДЖАНОВ
НОВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Кто я?
Я – римлянин из СССР ,
да вот только без древнего Рима ,
и нет ни щита, ни меча,
ни желания въехать в Сенат,
ни прежних друзей, без которых
вся жизнь моя непредставима.
и в наказанье не умер лишь я.
Когда мы были молодыми
Людмиле Гурченко
Когда я был свежей огурчика,
я был влюбленным
в Люду Гурченко ,
и в танцы стиля своего,
почти подобного летанию,
когда не весят ничего.
то боевая, как тачанка,
а то как девочка слаба.
И как в черемуховом дыме
«когда мы были молодыми»
ты пела родине своей.
Когда вы шли с Басилашвили
сквозь леденящую пургу,
мы все любовью вашей жили.
Чем я помочь сейчас могу?
И пела ты с такою болью,
слезами чистыми омыт,
мой стих про клеверное поле –
пусть вновь оно тебе шумит.
Прощай, единственная Люда,
и счастлива будь, что
была обиженная люто,
но и счастливая зато.
Из отзывов американских студентов о профессоре Евтушенко с сайта ratemyprofessors.com
«Не получить пятерку на его курсе может только полный дебил. Потом, он хороший парень и очень страстно относится к работе. Одно предупреждение. Если ему понравится ваша работа, вам придется ее прочесть вслух перед всей аудиторией. Помните об этом, когда будете писать».
«Безумен. Любит шутить над людьми – надо мной, например, каждый вечер. Но он прикольный, и как глоток свежего воздуха в этом странном учебном заведении. Записывайтесь на спецкурс, получите пятерку и правнукам еще потом будете рассказывать».
«Крутой и легкий спецкурс, и потрясающий мужик. Сколько еще у вас будет возможностей пройти спецкурс у всемирно известного поэта? Он старый и из России , он видел Сталина и т.д. У этого человека в жизни было очень много всего, и он любит об этом поговорить»…
Евгений Евтушенко: Меня никто не учил, я самоучка
Читайте также
Выжить в карантине по коронавирусу: Культурно просвещаюсь. и не заражаюсь!
В какие театры и кинозалы можно сходить бесплатно и не выходя из дома
Лидер группы «Чайф»: Ни в семье, ни в моем самосознании нет культа Владимира Шахрина
В промежутках между концертами юбилейного тура екатеринбургский рок-музыкант рассказал о сроках вызревания песен, о своих гражданских поступках, виниловом архиве и семейных традициях
Схема разделки тюленя и мужественный анахорет
В Анадыре продолжается арктический кинофестиваль «Золотой ворон»
«В один день я могла съесть несколько бургеров и торт»: актриса Ирина Антоненко ради роли возлюбленной Муслима Магомаева набрала вес
Бывшая «Мисс Екатеринбург» рассказала «КП», почему не встретилась с вдовой мэтра Тамарой Синявской, зачем переехала в США и каким должен быть мужчина ее мечты.
Евгения Добровольская назвала новую “Чайку” на сцене МХТ им.Чехова студенческим спектаклем, в котором много недоделок
Народная артистка РФ раскритиковала постановку литовского режиссера Оскараса Коршуноваса
Настоящая жесть о деревянном человечке
Наш корреспондент – о страшном фильме “Пиноккио”, на который лучше не водить детей
Дарья Мороз и Паулина Андреева вышли на подиум в чеховской пьесе
В МХТ им. Чехова в Москве прошла премьера спектакля «Чайка» в постановке режиссера Оскараса Коршуноваса
Мария Миронова вручила 100 тысяч рублей уникальному актеру, побывавшему в немецком плену и в шести концлагерях
Благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист» наградил лауреатов премии «Признание»
Евгений Миронов назвал себя наглым во время вручения премии Чарли Чаплина
Худрук Театра Наций стал первым российским лауреатом престижной международной награды
Умер художник, нарисовавший хоббита в виде Евгения Леонова
Михаил Беломлинский делал героями детских книг своих любимых актеров
Возрастная категория сайта 18+