Международное право об инвалидах. Законодательства в области социальной защиты инвалидов РФ
Закон о защите прав инвалидов
Инвалиды в Российской Федерации считаются одной из наиболее незащищенных категорий граждан, поскольку они в силу ограниченных физических возможностей не могут полноценно реализовать свои права и наладить жизнь.
В этих целях законодательством предусмотрен закон о защите прав инвалидов, нарушение норм, которого влечет за собой ответственность. В данной статье мы рассмотрим, каким образом осуществляется социальная защита прав инвалидов, и как можно ее реализовать.
Федеральный закон 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: новые постановления и поправки
Федеральный закон №181 определяет политику государства в сфере социальной защиты инвалидов, целью которой является реализация прав данной категории лиц.
Согласно Конституции РФ «инвалид» — это лицо, которое имеет стойкие нарушения здоровья, вызванные травмами или патологиями, приводящие к ограничению полноценной жизнедеятельности и требующие необходимость в социальной защите.
Федеральный закон о защите прав и свобод лиц с ограниченными возможностями состоит из следующих глав:
- Общие положения – статьи с 1 по 6.
- Освидетельствование – статья 7 и 8.
- Реабилитация – статьи с 9 по 12.
- Обеспечение нормальной жизнедеятельности и достойного уровня жизни – статьи с 13 по 32.
- Общественные организации людей с ограниченными возможностями – статья 33 и 34.
- Заключение – статья 35 и 36.
Данный закон в РФ был принят в 95 году, с того времени в него внесено большое количество поправок. Рассмотрим их:
- дано новое определение понятия «инвалид»;
- введены понятия о защите прав людей с ограниченными возможностями;
- определены обязанности законодательного и исполнительного органов государства (№116 от 07/07/17);
- введено понятие МСЭ (№419 от 01/12/14 и №122 от 22/08/14);
- установлена недопустимость относительно дискриминации по признаку ограниченных возможностей (№419 от 01/01/16);
- определены меры поддержания данной категории людей;
- установлены трудовые права людей этой категории.
Исключительно в 2019 году были внесены изменения в законодательство, согласно которым недееспособные имеют право на осуществление первоочередного ремонта в жилище.
Виды социальной защиты инвалидов в России
Основной задачей представленного выше ФЗ является определение видов соцзащиты прав инвалидов РФ. Наряду с этим постановлением действует конвенция о защите прав людей с ограниченными возможностями. Она определяет следующие положения:
- определение срока инвалидности при различных травмах и патологиях;
- описывает основные свободы и права недееспособных граждан – личные, социальные, политические, право на равенство и жизнь, экономические культурные;
- учреждает специальный комитет по правам этой категории лиц.
Основными видами защиты людей с ограниченными возможностями является:
- уменьшение рабочего дня до семи часов в сутки;
- выплата заработной платы в полном объеме;
- бесплатное образование;
- льготы на коммунальные услуги и жилье;
- право на тридцатидневный отпуск ежегодно;
- право на бесплатный отгул ежемесячно;
- обеспечение надлежащего оборудования на рабочем месте;
- право на бесплатное медицинское обслуживание и реабилитацию;
- беспрепятственный доступ к информации;
- запрет на труд недееспособных лиц в праздничные дни;
- льготы на пользование общественным транспортом и налоги.
Рассмотрим эти виды социальной защиты прав инвалидов более детально в следующих пунктах.
Реабилитация и абилитация инвалидов
Самым важным направлением закона про защиту является абилитация и реабилитация. Эти сферы направлены на устранение патологий, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности.
Закон про абилитацию и реабилитацию включают в себя:
- протезирование, хирургические операции и другие медицинские мероприятия;
- обучение, содействие в устройстве на работу;
- культурную, педагогическую и психологическую реабилитацию;
- оздоровительные и физкультурные мероприятия.
Реализовывают эти направления техническими средствами реабилитации и созданием необходимых условий для обучения и нормальной работы.
Медицинская помощь инвалидам
Закон о защите людей с инвалидностью предполагает льготы в области здравоохранения. Любой гражданин с этой категории имеет право рассчитывать на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предметами гигиены. Список этих средств для каждой группы индивидуален.
Если человек с инвалидностью нуждается в протезировании, то такая процедура производится за счет государства. Закон обязывает фонд страхования каждый год предоставить таким гражданам бесплатное санаторное лечение с питанием, проживанием и проездом.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Людям с инвалидностью закон гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа к информации. Для этого каждая библиотека РФ должна обеспечить читальный зал книгами на шрифте Брайля. На проводимых в данных учреждениях мероприятиях должен присутствовать сурдопереводчик.
Граждане этой категории имеют право получать беспрепятственный доступ в общественные места. Это касается концертов, театров, в залах которых обязательно должны присутствовать пандусы и кнопка вызова персонала. Как правило, на такие концерты недееспособным предоставляется скидка на покупку билета.
Образование инвалидов
На законодательном уровне государство предусматривает защиту прав инвалидов в сфере образования. Непосредственно это выражается в возможности недееспособными студентами получать технические средства для осуществления обучения. Также для этих лиц предусмотрена специальная программа обучения и дополнительные средства к стипендии.
Абитуриенты, которые признаны недееспособными, имеют возможность поступить в ВУЗ без конкурса. Это относится ко всем учебным заведениям Российской Федерации. Во время экзамена они имеют право рассчитывать на дополнительное время для подготовки и ответа.
Инвалиды детства имеют право посещать дошкольные и школьные учреждения, которые специализированы относительно их физических и умственных способностей. Для этого родителям потребуется отправить ребенка на медицинское освидетельствование представить соответствующую справку в дошкольное или школьное учреждение.
Обеспечение трудовой занятости инвалидов
Федеральный закон о защите свобод и прав инвалидов предусматривает специальные условия труда для этой категории граждан. Люди, которые официально трудоустроены имеют право осуществлять трудовую деятельность меньше семи часов в сутки, нежели здоровые люди. Недельная продолжительность рабочих часов в среднем в этом случае составляет около тридцати пяти часов.
Также частично недееспособное лицо имеет право на ежегодный тридцатидневный отпуск. Помимо этого человеку предоставляется каждый год тридцать дней бесплатно к отпуску. Рабочее место трудоустроенного гражданина с ограниченными возможностями должно быть обустроено надлежащим образом. Труд таких сотрудников категорически запрещено использовать в праздничные дни и сверхурочно, если нет соответствующего письменного согласия недееспособного.
Чтобы частично недееспособный гражданин имел возможность трудоустроиться без проблем, закон обязывает работодателей организовывать рабочие места для них. В таком случае установлены специальные квоты. Согласно им, при сокращении штата таких сотрудников запрещено увольнять.
Материальное обеспечение инвалидов
Матобеспечение людей с инвалидностью включает в себя финансовую помощь по определенным основаниям. Сюда входит страховая выплата, пенсия, компенсация согласно закону РФ и пособие.
Основная часть финансов представляется данной категории граждан в виде пенсии. Граждане с ограниченными возможностями имею право на государственную и трудовую пенсию. Некоторые категории могут получать социальную пенсию.
Социальное обслуживание
Социальным обеспечением называется помощь категории лиц, которая не имеет возможности в полной мере самостоятельно обеспечить свои основные потребности. К ним относятся следующие формы:
- Помощь по хозяйству. Приобретение продуктов, уборка в доме, покупка предметов первой необходимости.
- Психологические и юридические консультации.
- Содействие в получении специализированного медицинского обслуживания.
Для получения перечисленных услуг человек может обратиться в местный орган социальной защиты.
Пенсия и налоги
Законом предусмотрено большой спектр услуг в пенсионном обеспечении для людей с инвалидностью. Если такой человек не наработал требуемый стаж, то он имеет право получать социальные пенсионные выплаты до момента достижения пенсионного возраста. Помимо этого эта категория людей с хотя бы одним днем трудового стажа имеют право рассчитывать на определенную пенсию, размер которой будет определен в каждом конкретном случае отдельно.
Граждане с 1 и 2 группой инвалидности освобождены от имущественных налогов и обеспечены льготами на транспортный и земельный налог. Право на вычеты также сохраняются. Данная категория лиц при подаче иска в суд не обязана платить госпошлину, а при обращении в нотариальную контору имеет скидку в пятьдесят процентов на предоставленные услуги.
Жилье и коммунальные услуги
Инвалиды и их близкие родственники имеют право рассчитывать на следующие услуги:
- Без очередного получения земли для постройки жилища.
- Улучшение условий проживания. Если жилище потребует капитального ремонта или количество метров меньше, чем количество проживающих на них человек, то дается возможность встать в очередь на жилье.
- Льготы на оплату коммунальных услуг. Размер скидки определяется индивидуально в зависимости от группы инвалидности.
Транспортные льготы
Каждый год граждане с инвалидностью обладают правом получить бесплатные билеты на поезд или самолет к месту лечения и назад. Их получение предполагает оформление специального талона в Фонд защиты. При этом бесплатный проезд обеспечивает закон не только на льготную категорию, но и на его сопровождающего.
Также в РФ созданы специальные вагоны-купе, стоимость которых в два раза меньше, нежели обычных. Такая скидка отражается на портале РЖД при покупке билета.
На городской и придорожный транспорт введены специальные проездные для людей с ограниченными физическими возможностями, которые дают возможность пользоваться любым общественным транспортом бесплатно.
Если человек с инвалидностью обладает транспортным средством и сам пользуется им, то закон дает ему возможность получить бесплатное парковочное место. Для этого необходимо на стекло авто повесить соответствующую табличку.
Выплаты и льготы
Недееспособные всех категорий праве рассчитывать на социальную пенсию. В среднем такие выплаты на 2019 год составляют около тринадцати тысяч рублей. Некоторые категории имеют право на дополнительное пособие по уходу. Чтобы его получить потребуется найти трудоспособного гражданина, который не имеет официального дохода и обратиться в местный орган защиты. Размер такого пособия варьируется от 1,5 тыс. до 5,5 тысяч рублей.
Родители ограниченных с детства имеют ряд привилегий:
- дополнительные бесплатные выходные;
- ранний выход на пенсию.
Права людей с инвалидностью четко описаны в ФЗ и строго регулируются законом. При несоблюдении норм конвенции комитет обязан наказать виновную организацию или сотрудника госучреждения. Для этого необходимо обратиться в местный орган для написания жалобы, которая будет рассмотрена и урегулирована комитетом.
Международные документы о правах инвалидов
Социальная реабилитация – это система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, включающую социально-средовую и социально-бытовую адаптацию.
Реабилитация инвалидов – это система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества.
Тот же автор дает следующее определение социальной реабилитации:
Различают медицинский, профессиональный и социальный аспект реабилитации. Подробно эти общие аспекты мы будем рассматривать в режиме сообщений и исследовательских работ.
Вопросы реабилитации инвалидов рассматривались в отечественной науке еще в 30-е гг. ХХ века, но современное понимание реабилитации утвердилось практике сравнительно недавно. Как пишет Е.А. Сигида этот термин был предложен и интерпретирован Уайтом 1956 г. В нашей стране организация структур реабилитационной помощи населению началась в 70-х гг по инициативе органов здравоохранения, и прежде всего, знаменитого 4 главного управления.
ООН:
- Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.
- Декларация о правах инвалидов, 1975.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
- Конвенция о правах инвалидов 2006.
ВОЗ:
- Всемирный доклад об инвалидности, 2011.
МОТ:
- Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Совет Европы:
- Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983.
- Другие рекомендации и резолюции СЕ.
· ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря.
Основным документом регламентирующим положение инвалидов в РФ является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24 ноября 1995 г № 181 ФЗ. В данный закон в 2010 внесены поправки касаемо категории ветеранов. Что касается других документов российского законодательства, то мы должны назвать Указы Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» 1992 г, «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» 1993 г., Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (Изменения в ФЗ внесены от 22 августа 2004 г.); Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «Правила признания лица инвалидом» (Изменения внесены Постановлением правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121); Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г № 178-ФЗ (Изменения внесены 8 декабря 2010 г № 345-ФЗ. Также издано несколько Приказов и постановлений о работе Бюро МСЭ (2003 г, 2009г.)
Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями
Инвалид – человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Согласно закону инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким нарушением функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности определяется законом как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %. В 2002-2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения). В нач. 2012 г глава Минздравсоцразвития Т. Голикова озвучила цифру, что в РФ насчитывается свыше 13 млн. инвалидов, что составляет 9,2 % от общего населения страны.
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.
Основными категориями для рассмотрения проблем инвалидности являются:
- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;
- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на категорию «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
- нарушения статодинамической функции (двигательной),
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Согласно законодательству выделяют 3 группы инвалидности.
Определение 1 группы инвалидности:
Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:
- неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
- неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
- неспособность к ориентации (дезориентация);
- неспособность к общению;
- неспособность контролировать свое поведение.
Международное и российское законодательство в области обеспечения прав инвалидов
Основы развития нормативной правовой базы в области обеспечения прав инвалидов в нашей стране заложены Конституцией РФ.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Начиная с 1990-х гг. права инвалидов и вопросы их реабилитации находят отражение в указах Президента РФ, в частности: от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», от 1 июля 1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов».
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетным направлением социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация. Это качественно новый законодательный акт, который охватывает все основные аспекты инвалидности, своеобразная программа социальной защиты инвалидов, теоретическая база для развития правового института социальной защиты. За эти годы он претерпел многочисленные изменения и дополнения, но в своих концептуальных основах остается актуальным.
Своей целью данный Закон ставит обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, т.е. речь идет об установлении специальных прав для инвалидов для того, чтобы они могли стать полноценными членами общества.
Принципиально новым здесь стало понятие «инвалид». Последний рассматривается как лицо, имеющее ограничение жизнедеятельности (полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью), а не только трудоспособности, как было раньше.
Рассматриваемым Законом вводится понятие «социальная защита инвалидов», в содержание которого входит система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации), ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Во исполнение указанного Закона РФ в 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ).
В настоящее время при проведении МСЭ специалисты используют классификацию и критерии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (с изменениями от 5 июля 2016 года)». Правила признания лица инвалидом установлены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» с ежегодными изменениями.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (с изм. от 10 сентября 2014 г., редакция, действ, с 1 января 2015 г.) утвержден новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Таким образом, проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество стало одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Потенциальные возможности и способности инвалидов могут быть реально востребованы и реализованы только при условии формирования и развития социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, обеспечивающей инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социально-бытовой и производственной принадлежности, транспорта, связи и информации.
Реализация доступности объектов среды для инвалидов осуществляется в основном на региональном и муниципальном уровнях. К настоящему времени создана необходимая нормативная правовая база, в основе которой Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других актов.
Следует отметить, что разработано необходимое нор-мативно- техническое обеспечение, включающее более 30 нормативно-технических документов (норм, правил, стандартов и т.п.). Однако для решения данной проблемы требуется создание специальной индустрии и значительные финансовые средства.
Законы, принятые в последние годы, развивают и конкретизируют положения Конституции РФ и, несомненно, являются шагом вперед в развитии социального законодательства.
В них приводятся необходимые определения. Лица, нуждающиеся в том или ином виде социальной защиты, более не объекты, а субъекты законодательного регулирования в данной сфере. Определяются права и обязанности субъектов правоотношений в сфере социальной защиты, в том числе и государства, в лице государственных органов и должностных лиц, а также органов местного самоуправления; предпринята попытка определить правовое положение социальных работников; предусматривается деятельность негосударственных служб социальной защиты.
Важными вехами гуманитарного мирового развития стали международные документы, прежде всего Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 37/52 от 3 декабря 1982 г.).
В этой программе подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.
Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека и отмечая важность многочисленных проблем людей с ограничениями жизнедеятельности, в целях совершенствования социальной защиты данной категории населения 12 апреля 1996 г. Россия подписала Международное соглашение со странами — членами ВОЗ о сотрудничестве в рассматриваемой области, а в мае 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (подписана 24 сентября 2008 г.).
Проблема инвалидности и реабилитации в современных условиях не может рассматриваться без учета имеющихся нормативно-правовых документов мирового сообщества.
К основополагающим из них следует отнести Всемирную декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларацию социального прогресса и развития 1969 г., Декларацию о правах инвалидов 1971 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Конвенцию и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1993 г., Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 61/106 от 13 декабря 2006 г.).
Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г., закрепляет право инвалидов на разнообразные виды лечения и помощи, реализация которых позволит им максимально проявить свои возможности и способности и ускорит процесс их социальной интеграции и реинтеграции.
Следует отметить, что с 1983 по 1992 г. проводилось Международное десятилетие инвалидов ООН, а 3 декабря установлен как Международный день инвалидов.
Важным инструментом в обеспечении прав инвалидов на международном и российском уровне становится «Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» (далее — МКФ), новая редакция которой утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения 22 мая 2001 г.
МКФ — это многоцелевая классификация, разработанная для использования в различных областях.
В принятой ранее МКБ-10 изменения здоровья (болезнь, расстройство, травма и т.п.) представлены в виде признаков и симптомов с этиологических позиций и выражаются диагнозом, т.е. определяют болезнь.
Указанная классификация не позволяла учитывать социальный характер ограничений жизнедеятельности и функционирования.
В МКФ диагноз дополняется информацией о функционировании организма (состоянии функций органов и систем), влиянии личностного фактора и факторов контекста, имеющего значение для практической реабилитации в виду того, что позволяет выявить весь комплекс причин различного уровня, которые приводят к ограничению жизнедеятельности индивидуума.
Показатели ограничения жизнедеятельности, связанные с состоянием функционирования органов и систем, позволяют представить картину социальной зависимости индивида с учетом его возможностей взаимодействия с обществом на биологическом (организменном) уровне. Этому способствуют также показатели комплексного, всестороннего изучения факторов среды обитания (природный мир и мир искусственно созданный), дополнительно выявляющие «факторы риска» — детерминанты социального благополучия или неблагополучия, приводящие к ограничению жизнедеятельности.
«Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» является одной из важных социальных классификаций, принятых в ООН. Она позволяет реализовывать стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности, использовать ее при организации и проведении реабилитационных мероприятий, социальной защиты у различных категорий населения в разнообразных областях и сферах профессиональной деятельности (медицина, социальная политика, законодательство, гигиена, социальная защита, социальная работа, трудоустройство, образование и др.).
Раздел 1. Международные правовые акты о социальной защите инвалидов
ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА
(ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИИХ РЕБЕНКА -ИНВАЛИДА)
УФА – 2012
БАШКИРСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД»
ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»
ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА (ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИИХ РЕБЕНКА – ИНВАЛИДА)
УФА – 2012
Хуснутдинова З.А. – д.мед.н., профессор кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Акмуллы
Саитгалиева Г.Г.– к.соц.н., доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Акмуллы
В представленном пособии раскрываются правовые аспекты социальной защиты ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в области проблем получения образования. Дается содержание законодательных документов, касающихся возможностей обучения детей с инвалидностью.
Пособие предназначено для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
© Чтобы знать свои права: вопросы и ответы. (Пособие для родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью) – Уфа, 2012. – 83 с.
Уважаемые родители!
Современное общество предъявляет к человеку серьезные требования, нацеливая его на достижение высоких результатов во всех сферах его деятельности. Наиболее важное значение, в этой связи приобретает образование, которое становится важным фактором жизненного успеха человека и способствует достижению его материального благополучия.
В Российской Федерации и в Республике Башкортостан принимаются законодательные документы, направленные на решение важнейших проблем в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в России большое распространение получает инклюзивное (включенное) образование, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но предусматривающая создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эти особые условия должны обеспечивать доступ к образованию для детей с особыми потребностями и подразумевают создание безбарьерной среды в обучении, техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с инвалидностью.
Существующие правовые документы в этой области можно разделить на несколько уровней: международные документы, законодательно-нормативная база федерального уровня, а также документы правового характера, принимаемые на уровне субъекта и муниципальном уровне.
Законодательная база в отношении социальной поддержки и помощи людям с инвалидностью постоянно обновляется и дополняется. К сожалению, не всегда бывает доступно содержание тех или иных законов, указов, постановлений. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда законодательные документы приняты, но механизмы исполнения принятых законов осложнены в силу разных обстоятельств.
Надеемся, что пособие, которое Вы держите в своих руках, поможет Вам ориентироваться в существующем многообразии правовых документов и создаст возможности более полной реализации прав и льгот, предоставляемых государствам людям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья в области получения образования.
Содержание
Раздел 1. Международные правовые акты о социальной защите инвалидов…………………………………………………………………………5
Раздел 2. Федеральные законы в области социальной защиты инвалидов……………………………………………………………………….11
Раздел 3. Правовые основы социальной защиты инвалидов в Республике Башкортостан……………………………………………………44
Раздел 4. Вопросы-ответы…………………………………………….53
Раздел 1. Международные правовые акты о социальной защите инвалидов
1.Всеобщая декларация прав человека от 10.12 1948 г. (извлечение)
В этом документе провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу. Этот документ имеет основополагающее значение для защиты прав человека с ограниченными возможностями, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми и послужила основной и отправной точкой для разработки многих документов и резолюций по данному вопросу, которые были приняты в последствии.
Всеобщая декларация прав человека закрепляет право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурных областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (Статья 22).
В декларации также отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (п.1, Статья 25).
2. Декларация прав ребенкаот 20 ноября 1959 г. (извлечение).
Согласно этому документу, ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния (Статья 5).
3. Декларация о правах инвалидовот 9 декабря 1971 г. (извлечение).
В этом международном документе закреплены гражданские и политические права инвалидов, в частности право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность, право на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои способности и возможности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции.
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение).
Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (Статья 23).
Ребенку должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к рудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка (п.3 Статья 23).
В 1994 году ООН были утверждены Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Этот документ охватывает все стороны жизнедеятельности инвалида, основан на принципе обеспечения равных возможностей предусматривая, что «инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться и жить в своих общинах».
5. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. (извлечение).
Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов.
Положения об инклюзивном образовании также включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье 24 Конвенции в частности говориться о том, что все инвалиды имеют право на образование; в целях реализации инвалидами права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека (Конвенция о правах инвалидов (2006г.) Ст. 24). Инвалиды должны иметь наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. При этом должно быть обеспечено разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности. Инвалиды должны получать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
После вступления Конвенции в силу ООН был сформирован Комитет по правам инвалидов, который занимается мониторингом реализации Конвенции на национальном уровне. 24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
6. Европейская социальная хартия. Это основополагающий документ, который регулирует права граждан в социальной среде. Россия вступила в Совет Европы, а значит должна присоединиться к Хартии. В статье 15. Европейской социальной хартии определено право нетруспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни. Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:
1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках
общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения;
2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов;
3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.
Таким образом, все вышеперечисленные международные документы повлияли на изменение отношения общества к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и послужили основой для формирования внутренней политики многих государств, которая направлена на признание необходимости создавать условия, при которых каждый человек, независимо от своего состояния имеет возможность вести полноценную независимую во всех отношениях жизнь.