52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доступная среда. Программа «Доступная среда Основные участники реализации государственной программы доступная среда

Государственная программа “Доступная среда”: основные положения и особенности реализации

С каждым годом во всем мире все больше внимания уделяется проблемам людей с ограниченными возможностями. Развитые государства стремятся сделать все для удобства и комфорта инвалидов. В 2009 году подобная программа была разработана и в России. Подробнее о государственной программе «Доступная среда», основных положениях и ее задачах вы сможете прочесть в этой статье.

Конвенция о правах инвалидов

Во всем мире люди стараются заботиться о людях, ограниченных в своих возможностях в силу возраста или здоровья. Это касается пожилых людей, детей и инвалидов. Именно поэтому в 2006 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, в которой были прописаны основные положения, которые обеспечивали бы приемлемый уровень жизни для людей. В этом постановлении есть несколько основных принципов:

  1. Запрещено дискриминировать людей с ограниченными возможностями: они имеют право получать услуги, работу и другие блага цивилизации наравне со здоровыми людьми.
  2. Полная интеграция в общество, которая включает принятие индивида в группу и установление межличностных связей внутри группы.
  3. Уважение человеческого достоинства, возможность реализовать себя как личность и обеспечение максимальной самостоятельности.
  4. Доступность социальных объектов, которые бы позволяли всем людям с ограниченными возможностями пользоваться теми же благами, что находятся в доступе остальных членов общества.
  5. Недопущение гендерной дискриминации или дискриминации по возрастному признаку.
  6. Равенство возможностей.
  7. Уважение человеческого многообразия и индивидуальных особенностей.

В 2008-м Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов. Таким образом, государство взяло на себя ответственность для обеспечения всех принципов Конвенции. Наиболее активное участие государство принимает в обеспечении доступной среды, которая призвана позволить инвалидов правом на блага и услуги, доступные широким слоям населения. Об утверждении государственной программы “Доступная среда” подробнее можно прочитать на интернет-портале “Жить вместе”.

Доступная среда

В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.

Государственная программа «Доступная среда» – это многоцелевая программа, которая ставит своей миссией улучшение качества жизни инвалидов и их реабилитацию. Для этого была разработана многоступенчатая программа, в которой были прописаны все необходимые шаги для достижения этой цели. Государственная программа «Доступная среда» в Российской Федерации занимает особое место. Для ее выполнения были привлечены колоссальные человеческие и материальные ресурсы. На данный момент программа находится на заключительном этапе, ее завершение планируется в 2020 году.

Цели и задачи программы

Главной целью государственной программы для инвалидов «Доступная среда» считается интеграция инвалидов в общество. Это, в свою очередь, позволяет улучшить качество жизни людей, психологический комфорт и физическое состояние. Не секрет, что в настоящий момент в России инвалиды остаются отчужденным слоем общества, который не рады видеть в общественных местах. Люди с ограниченными возможностями и их близкие часто приводят в пример опыт западных стран, которые уже давно успешно внедрили подобные программы. Нужно сказать, что Россия медленно, но верно движется в эту сторону, однако на пути у программы «Доступная среда » встает немало трудностей. Какие задачи вытекают из главной цели программы?

  1. Создание законодательной базы, которая бы позволила повысить уровень и качество жизни инвалидов.
  2. Увеличение количества реабилитационных центров.
  3. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями.
  4. Выявление и решение проблем инвалидов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
  5. Обеспечение реабилитационных, медицинских и образовательных учреждений всеми необходимыми средствами реабилитации.

Законодательная база

Какие законы определяют положение «Доступной среды»? Распоряжение Правительства от 2008 года позволило установить сроки программы. Первоначально исполнить ее планировалось за 4 года – с 2011 по 2015 гг. Но недавно она была продлена до 2020 года. Постановлением Правительства РФ, государственную программу «Доступная среда» должно исполнить Министерство труда и социальной защиты РФ. В программе очень много участников. К ним относятся следующие организации и учреждения:

  • Министерство связи и массовых коммуникаций.
  • Пенсионный фонд.
  • Министерство финансов.
  • Министерство культуры.
  • Министерство образования и другие.

Для выполнения задач программы было выделено около 411 миллионов рублей, которые были потрачены на улучшение транспортной инфраструктуры, закупку необходимых средств реабилитации в медицинские учреждения, увеличение числа реабилитационных центров и другие действия. Помимо главной цели, государственная программа РФ «Доступная среда» была укреплена дополнительными программами, которые имеют схожие задачи.

Например, для инвалидов было упрощено получение государственных услуг. Для этого все государственные учреждения обязали сделать пандусы, а качество обслуживания улучшить. Для того чтобы абилитация инвалидов проходила более успешно, одной только законодательной базы недостаточно. Нужна обширная техническая база, которая бы включала все необходимые средства реабилитации. А их людям с множественными нарушениями нужно немало. Поэтому было принято решение об увеличении производства ТСР на территории страны. Какие еще подпрограммы освещены в программе «Доступная среда»?

Подпрограммы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» предполагает выполнение некоторых других подпрограмм. Ведь только комплексный подход к проблеме интеграции и абилитации инвалидов способен повысить качество жизни людей и улучшить их здоровье.

  1. Любой телеканал обязан транслировать скрытые субтитры всех телепередач, которые выходят на них. В противном случае компанию ожидает штраф.
  2. Определенная часть бюджета программы должна быть направлена на финансирование заведений, в которых проводится физическая реабилитация. Также поддержка оказывается организациям, обучающим физических терапевтов и инструкторов ЛФК.
  3. Комиссии по медико-социальной и психологической экспертизе должны быть увеличены для того, чтобы справиться со всем потоком нуждающихся в этой услуге граждан.
  4. Во всех образовательных учреждениях должны быть установлены пандусы и подъемники, которые обеспечат свободный доступ в здание для учащихся в нем инвалидов. При этом туалеты в помещениях также должны быть оборудованы с учетом их особенностей и ограничений.
  5. В здании также должен быть лифт или иное подъемное устройство в том случае, если оно состоит из нескольких этажей.

Несмотря на то, что государственная программа РФ «Доступная среда» практически подходит к концу, далеко не во всех учебных и медицинских учреждениях сделана среда для комфортного передвижения инвалидов. И если реабилитационные центры изначально строились под нужды людей с ограниченными возможностями, то обычные здания (торговые центры и магазины, детские сады и другие бюджетные учреждения) далеко не всегда вписываются в нормы программы. Некоторые пункты «Доступной среды» выполняются лишь на бумаге, а на практике оказываются совершенно не приспособлены к использованию. Это касается, например, неудобных пандусов, которые имеют слишком острый угол подъема или неправильную ширину. К сожалению, это до сих пор остается довольно серьезной проблемой. Что делать, если вы столкнулись с подобными ограничениями на своем опыте?

Что делать, если вы столкнулись с халатностью?

Постановлением правительства государственная программа «Доступная среда» должна осуществляться на всей территории России. Соответствующие права инвалидов прописаны в законе № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов». В нем сказано, что инвалиды имеют право на реализацию экономических, политических, гражданских и других прав наравне с другими членами государства. В статье 15 данного закона говорится о том, что люди с ограниченными возможностями обязаны получить право свободного доступа к объектам социального значения. То же касается жилищного фонда и транспортной инфраструктуры. Для этого все объекты должны быть оборудованы пандусами, которые соответствуют назначенным нормам. Если эти условия не соблюдаются, то вы можете обратиться с требованием установить необходимые пандусы в органы местного самоуправления. Если и это не принесло никаких плодов, то следующим шагом должно стать обращение в суд. Таким образом, если у вас есть жалобы по поводу доступной среды, вы можете сразу обращаться с заявлением в прокуратуру.

В старых зданиях инвалидам довольно часто приходится сталкиваться с отсутствием пандусов. Объясняется это просто: еще 10-15 лет назад никто не задумывался о нуждах инвалидов. Современные же постройки почти всегда оснащаются специальными подъемниками, а в торговых центрах, аэропортах и других общественно важных зданиях обязательно делают уборные для людей с ограниченными возможностями.

Нюансы реализации

Реализация государственной программы «Доступная среда» рассчитана вплоть до 2020 года включительно. Это значит, что большая часть программы уже отработана. Что удалось сделать за несколько лет реализации задач? На данный момент среди мероприятий государственной программы «Доступная среда» можно выделить:

  • Создание архитектурных построек с учетом особенностей инвалидов. В настоящее время большинство сооружений соответствуют Закону № 181. Если же застройщик выполняет задание, не соответствующим нормам, то ему грозит солидный штраф.
  • Обеспечение улицы баннерами и указателями, которые наглядно показывают, в какой стороне находится тот или иной объект.
  • Строение нового социального и иного жилья, которое бы учитывало потребности инвалидов.
  • Проведение социально-культурных мероприятий, которые бы стимулировали активность людей с ограниченными возможностями и способствовали их интеграции в общество.
  • Создание дополнительных рабочих мест, которые предназначены для людей с ограниченными возможностями.
  • Внедрение светофоров со звуковыми сигналами.
  • Звуковое оповещение об остановках на общественном транспорте.
  • На всех телеканалах есть скрытые субтитры.
  • Увеличилось количество реабилитационных центров.
Читать еще:  Лекция: Понятие об асептики и антисептики. Тема: «Основы асептики и антисептики по обеспечению безопасной среды для ветеринарных специалистов и сельскохозяйственных животных Чем отличается септик от антисептика

Интернет-портал госпрограммы

Портал «Жить вместе» государственной программы «Доступная среда» представляет собой сборник полезной информации, в которой подробно описаны следующие аспекты:

  • Медико-социальная экспертиза.
  • Законодательная база.
  • Содействие трудоустройству.
  • Реабилитация и абилитация.
  • Обеспечение ТСР.

На портале «Жить вместе» собрана полная и подробная информация по всем пунктам программы. Также на нем вы можете задать интересующий вас вопрос и попросить консультацию специалиста. У портала работает горячая линия, по которой вы также можете задать свои уточняющие вопросы.

Финансирование

Государственная программа «Доступная среда» в области предполагает финансирование из федерального и из местного бюджета. К 2018 году общая сумма потраченных на программу средств достигла отметки в 52 миллиона рублей. Большинство регионов РФ получают 70% из федерального бюджета, а остальную часть – из местного. Однако в Республике Крым и в Севастополе доля федерального бюджета достигает 95%. Объясняется это тем, что за последние три года эта область страны получила гораздо меньше финансирования, чем другие регионы.

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Итоги

На данный момент благодаря различным мероприятиям государственной программы «Доступная среда» было сделано многое для того, чтобы инвалиды чувствовали себя полноценными членами общества и имели доступ ко всем благам цивилизации. Однако, несмотря на усилия, большая часть социальной инфраструктуры остается недоступной для людей с ограниченными возможностями. Остается надеяться на то, что к 2020 году (в который заканчивается программа) ситуация изменится в лучшую сторону.

Государственная программа “Доступная среда” до 2025 года

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы “Доступная среда”

I этап: 2011 – 2012 годы;

II этап: 2013 – 2015 годы;

III этап: 2016 – 2018 годы;

IV этап: 2019 – 2020 годы;

V этап: 2021 – 2025 годы

С полным текстом данной государственной программы можно ознакомиться на сайте Минтруда России .

Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.
Читать еще:  Чем избавиться от перхоти быстро. Как избавиться от перхоти быстро и эффективно

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
    • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
    • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
    • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
    • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Читать еще:  К чему снится ловля раков мужчине. К чему снятся раки? Полный сонник Новой Эры

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

  • Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы».
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Указы Президента и Постановления Правительства РФ

Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств

НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.

  • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 »Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»

ГОСТы

ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • ГОСТ Р 51090-97. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
  • ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
  • ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»
  • ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
  • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
  • ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
  • ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • И многие другие.

Своды правил и СНиПы

Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.

  • СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
  • СП 59.13330.2016 «Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН»
  • СП 136.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
  • СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
  • СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»
  • СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
  • СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»
  • И многие другие.

Продление программы «Доступная среда» до 2020 года

Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Фонд социального страхования РФ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Министерство транспорта РФ
  • Министерство финансов РФ
  • Министерство спорта РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.

  • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: